Средняя школа № 39 г. Оренбурга

Информационные технологии в учебном процессе:
слагаемые успешного применения

Трудно переоценить важность математики, математической культуры в жизни отдельного современного человека и цивилизованного мира в целом. Математика, как феномен общемировой культуры, отражает историю развития человеческой мысли. Военная безопасность, экономическая и технологическая независимость страны зависят от математической грамотности ее граждан, причем основной массы, а не элитной группы. Вся современная наука пронизана математическими методами и математическими идеями.           

В свое время великий М.В.Ломоносов писал: «При университетах должна быть гимназия, без которой университет как пашня без семени. Здесь следует преподавать школьные предметы так, чтобы вышедшие оттуда были способны приступить к занятиям высшего порядка в университетах…» В наше время в университеты готовят все школы; а интеллектуальный капитал стал наиболее важным товаром на мировом рынке.

Так как же нужно учить в современной школе? Каждый учитель ежедневно применяет педагогические технологии на уроках и во внеурочное время. Образовательные технологии - это способ реализации содержания образования. Сегодня насчитывается более ста образовательных технологий, которые созданы на разных мировоззренческих основах. В настоящее время приоритетными стали личностно-ориентированные и информационные технологии, так как обучение, рассчитанное на среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков вне конкретной практической ситуации, не может отвечать сложившимся условиям.

Отработка применяемых в сфере образования  ИТ должна ставить своей целью реализацию следующих задач:

- поддержку и развитие системности мышления обучаемого;
- поддержку всех видов познавательной деятельности человека в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
- реализацию принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Исследования, проведенные в Стенфордском и Иерусалимском университетах показали, что, в действительности, существует серьезная разница в результатах обучения при использовании и без  помощи компьютера .Их результаты  удивили и сторонников, и противников школьного компьютерного обучения. Надежды на «всемирную образовательную панацею» не оправдались: группы учащихся, осваивавших математику при помощи компьютера, показали гораздо худшие результаты, чем их сверстники, которые изучали этот предмет «дедовским способом»- при помощи школьной доски и учителя.

В преподавательской деятельности можно выделить творческую и техническую стороны .Первая отражается в  личностно-ориентированном подходе к обучению с акцентом на формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, окружающим, к  себе как субъекту познания, труда и общения. К технической стороне работы учителя можно отнести аспекты, связанные с созданием необходимых условий для самостоятельной работы учащихся, передачей новых знаний, проведением контроля и т.д. Обе эти функции взаимосвязаны сложным образом, они очень важны и не могут быть переадресованы даже самой совершенной технике. Применение разнообразных технических средств не может обеспечить существенного педагогического эффекта без учителя; эти средства служат лишь орудиями труда  учителя, эффективность которых зависит от умения применять их для достижения конкретных педагогических целей на основе глубокого изучения возможностей и приемов их использования. Урок с применением ИТ – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласовывает методику объяснения учебного материала с методикой применения ИТ.

Планируя урок с применением ИТ, учитель должен соблюдать следующие требования:

- четко определять педагогическую цель применения ИТ в учебном процессе;
- уточнять, где и когда использовать ИТ на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
- согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
- учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
- анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

И, самое главное, необходимо помнить, что основным стержнем любого урока является деятельность самих учащихся. Они решают проблемные задачи: наблюдают, сравнивают, делают выводы, группируют, классифицируют, выясняют закономерности, занимаются исследовательско-поисковой работой.

Школа призвана оказывать учащимся  действенную помощь в их адаптации и интеграции в новых социально-экономических условиях, жизненном и профессиональном самоопределении. Определяющими конкурентоспособность государства специалисты с фундаментальным техническим и , прежде всего, математическим образованием.


На правах рекламы:

Средняя школа № 39