Средняя школа № 39 г. Оренбурга

В ходе реформ будут в значительной степени преобразованы стандарты образования младших и старших классов общеобразовательных школ, а также средних (колледжи, лицеи, училища, техникумы) и высших учебных заведений. В чем основные отличия новых стандартов? В какие сроки будет осуществлено их внедрение в преподавательскую практику? Многие из этих моментов были пояснены директором департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Игорем Ремоненко. 
 
РГ: Скажите, Игорь, Михайлович, в чем отличие новых требований к образованию от предъявляемых ранее?

Ремоненко: Основное отличие состоит в полной реорганизации схемы стандартов. Теперь она включает три основных раздела: степень эффективности программ по образованию, стандарты состава образовательных программ, необходимые факторы для реализации этих реформ. В структуре того или иного стандарта более детально рассматриваются все основные моменты. Мы больше не предъявляем требований к способам реализации новых программ, оцениваются в основном факторы, необходимые для того, чтобы программа была эффективна. Например, это необходимость принятия на работу специалистов в области практики, закупки новейшей аппаратуры, внедрения цифровых технологий, создание электронных баз данных и пр. 

 РГ: А каково примерное количество планируемых стандартов?

Реморенко: В период с 2009 по 2010 гг. планируется внедрить примерно 900 новых стандартов. 

 РГ: Когда стандарты вступят в силу и будут регламентировать работу системы образования? 

Реморенко: Предположительная дата – 1 сентября 2011 года. При этом приветствуется инициатива тех учебных заведений, которые пожелают работать по новой практике, уже начиная со следующего учебного года. 

РГ: Какие организации были задействованы при составлении стандартов? Особенно интересует роль в этом учебных заведений и различных научно-исследовательских центров. 

Реморенко: Составление стандартов происходило при участии многих учреждений. Результаты работы проходили свободную проверку, оценивались межведомственным советом, который был организован для выполнения решений российского правительства. Проверка могла осуществляться не только задействованными организациями, но и любым коллективом, который желал принять в этом участие. Все оценки принимались во внимание. Затем советом было решено о разрешении, доработке или отклонении тех или иных стандартов. Вниманию совета предоставлялись как стандарты по существовавшим ранее дисциплинам, так и по относительно молодым, таким как «флористика», «ландшафтная архитектура» и пр. 

РГ: На министерском портале уже представлены некоторые разработки. Они проверялись? 

Реморенко: Сайт предоставляет вниманию посетителей два класса стандартов. Одни из них уже выдержали проверку и рассмотрены советом, но министр пока не подписал указ об их утверждении. Все остальные не только подверглись проверке и рассмотрению советом, но и заверены министром. 

РГ: А как насчет работодателей? Принимали ли они участие в разработке ФГОСов? 

Реморенко: Конечно, работодатели принимали участие в разработках. Каждая группа стандартов составлялась под контролем соответствующих работодателей. Их позиции имели для нас достаточно большой вес. К тому же, каждый из работодателей имел право голоса наравне с экспертами. 

РГ: Грубо говоря, если работодатель просил расширить одно направление знаний и увеличить время преподавания соответствующей дисциплины, то это принималось во внимание членами совета?

Реморенко: Однозначно. Все предметы и практические навыки детально обсуждались в ходе составления стандартов. 

РГ: Как изменилось в результате распределение дисциплин по количеству часов? 

Реморенко: Что касается высших учебных заведений, то здесь, как и в Западных системах введено понятие об «зачетных единицах». Дело в том, что изучение одной и той же дисциплины может растягиваться на различное время в зависимости от того, какие стандарты образования используются. Если же говорить в общем. То продолжительность обучения по основным дисциплинам останется прежней. 

РГ: Я видел некоторые разработки стандартов образования в средних учебных заведениях, в них 70% часов занимают обязательные предметы, а остальные 30% - дисциплины со свободным посещением. Такая направленность имеется повсеместно? 

 Реморенко: Ряд программ подверглись доработке. На самом деле, эти показатели составляют 70 и 30 процентов. При этом магистратура предполагает лишь 30% часов на обязательные дисциплины, а бакалавриат несколько больше 50%.

 РГ: Раньше программа образования, связанного с культурой, имела некоторые отличия. Изменится ли это? 

Реморенко: Не изменится, так как обучение предметам, связанным с культурой, предусматривает наличие некоторых кардинальных особенностей. 

 РГ: Способны ли образовательные учреждения сразу перейти на разработанные стандарты?

Реморенко: Могу поручиться только за несколько учреждений, принимавших участие в подготовке программы. У прочих имеется время для подготовки – весь следующий учебный год.

РГ: Новая программа выделяет время для изучения военных дисциплин. Чем обусловлено подобное нововведение? 

Реморенко: На самом деле здесь нет ничего нового. Возможно, лишь что-то было доработано. Но принципиальной смены подхода к вопросу не было. 

-: Когда-то в общеобразовательных школах преподавалась военная подготовка. Возможно ли возвращение к этому?

 Реморенко: В настоящее время стандарты по средним и старшим классам еще не доработаны. Имеются только по младшим классам, но такого предмета в них нет. Рассмотрение министерством образовательных стандартов по средней школе произойдет, скорее всего, в 2010 году. Не исключено, что в итоге и военная подготовка может претендовать на роль обязательной школьной дисциплины. Сразу хочется отметить такой важный момент: ученики и студенты, обучавшиеся ранее по старым стандартам, могут по желанию продолжить обучение в соответствии с ними. Также возможно более раннее принятие руководством школы новых стандартов, но в этом случае придется учитывать мнение преподавательского состава и учеников. 

РГ: В настоящее время обсуждается преподавание в школах дисциплины «Основы религиозных культур». Сейчас якобы даже практически готовы новые учебники и методические пособия. Имеют ли данные слухи под собой почву?

Реморенко: Когда мы обсуждали новые стандарты, то разговор об этом ни разу не зашел.

РГ: В рамках новых проектов обещается предоставлять школам и другим образовательным учреждениям наиболее востребованную периодику. Например, в учреждениях, где проходит обучение по специальности «исполнительское искусство», необходимо получение двух видов тематических журналов, а «специалист ритуальных услуг» - три. С чем это связано? 

Реморенко: Такая периодика рекомендована учебным заведениям. Это требование сформулировано не при составлении стандартов, а входит в планы учебных программ.

РГ: Какова будет периодичность публикации стандартов, которые уже прошли проверку и утверждены министром?

Реморенко: Скорее всего, раз в месяц. Несмотря на то, что некоторые стандарты были отправлены советом на доработку, этот процесс должен занять не более 3-4 месяцев.

РГ: Какова будет продолжительность действия настоящих ФГОСов?

Реморенко : Законом регламентирован срок в 10 лет. В дополнение к стандартам мы будем постоянно выпускать для учебных заведений уточненные и дополненные программы и методические разработки, в которых будем принимать во внимание особенности изучаемых в них предметов. 

РГ: Считаете ли вы, что все проведенные на федеральном уровне мероприятия по улучшению качества образования будут способствовать увеличению количества квалифицированных специалистов?

Реморенко: Трудно сказать. Однозначно, это будет еще одним фактором, который поможет исправить ситуацию.




На правах рекламы:

Средняя школа № 39