Средняя школа № 39 г. Оренбурга

Новая форма аттестации по математике учащихся 9 классов города Оренбурга   за 2007 – 2008 учебный год

В России, в настоящее время, идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы.

Изменения, происходящие в нашем обществе, предъявляют совсем иные, нежели раннее, требования не только к учителям, но и к подрастающему поколению, которое в недалеком будущем станет активным компонентом государства и ведущей силой в его дальнейшем развитии.  Известная формула «Каково общество – такова и школа», не нуждается в каких-либо подробных комментариях, так как все образовательные структуры любого государства всегда выполняли его социальный заказ и обеспечивали подготовку специалистов необходимого уровня, качества и в требуемой сфере деятельности. Однако у этой формулы есть диалектическое продолжение: «Какова школа – таково и общество». Его можно понимать следующим образом. Школа является мощным фактором социализации человека. Именно в ней на протяжении 9 – 11 лет обучения формируются значимые ценные ориентации для дальнейшей жизни, приобретается личный опыт жизнедеятельности, апробируются и совершенствуются виды и способы поведения для достижения поставленных целей. Образно говоря, школа учит жить.».Эти идеи отражены и в Федеральном Законе «Об образовании». Основная задача образовательной политики  - это использование социально – экономических, педагогических, материально – технических условий для формирования и развития личности конкурентоспособного, культурного,  социально – нравственного зрелого человека. Анализ ситуации показывает, что сложившаяся в течение десятилетий система образования пока не в состоянии полностью удовлетворить запросы общества и возрастающие потребности людей. Возникает необходимость обозначить основное требование современного педагогического процесса: повышение качества обучения и изучения учебных предметов (в том числе  и математики в средней школе).  Какую же личность мы хотели бы видеть после получения аттестата зрелости? Конечно же, творческую, умеющую видеть и решать жизненно и профессионально важные проблемы. Реформирование системы образования в первую очередь нацелено именно на развитие такой личности, что отмечается в требованиях к системе российского образования, формулируемых в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Мы считаем, что роль учителя в современном педагогическом процессе по-прежнему остается значимой. В своей профессиональной деятельности мы ведем поиск ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?". 

А ответами на все эти вопросы в какой-то степени являются результаты ЕГЭ в 11 классе и результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме  (так называемый малый ЕГЭ). Эта система была разработана и апробирована в рамках эксперимента по введению профильного обучения, проводившегося Министерством образования и науки Российской Федерации в десяти территориях России. Основное назначение новой системы – введение открытой, объективной, независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся.

В Оренбургской области  итоговая аттестация выпускников основной школы по алгебре проводился  3 года. В городе Оренбурге в2006г.  в эксперименте принимали участие 4 образовательных учреждения, в 2007г. – 13, а в 2008г. – 20.Результаты экзамена используются для государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы,  способствуют осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а также для формирования профильных десятых  классов. В дальнейшем эти данные планируется использовать для аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров.

Содержание экзаменационной работы находится в рамках Обязательного минимума содержания образования по математике в основной школе, при этом подбор заданий осуществлен с учетом идеологии требований к уровню подготовки учащихся, предъявляемых новыми образовательными стандартами.

Работа состоит из двух частей. Первая часть направлена на проверку базовой подготовки выпускников в ее современном понимании. По сравнению с традиционным экзаменом здесь усилены понятийный и практический аспекты. Проверке подвергается не только усвоение основных алгоритмов и правил, но и понимание смысла важнейших понятий и их свойств, содержания применяемых приемов, умение применять знания в простейших практических ситуациях. При выполнении заданий первой части учащиеся должны продемонстрировать определенную системность знаний, умение пользоваться разными математическими языками и переходить с одного из них на другой, распознавать задачи в разнообразных формулировках. Вторая часть направлена на дифференцированную проверку повышенных уровней подготовки. Она содержит 5 заданий из различных разделов курса, предусматривающих полную запись хода решения. Задания этой части позволяют выяснить владение формально-оперативным алгебраическим аппаратом, способность к интеграции знаний из различных тем школьного курса, владение исследовательскими навыками, а также умение найти и применить нестандартные приемы рассуждений. При выполнении второй части работы учащиеся должны продемонстрировать умение математически грамотно записывать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.

Для проверки и оценивания результатов выполнения работ учащимися была создана территориальная предметная комиссия, которая использовала два количественных показателя: традиционная  отметка по пятибалльной  шкале и так называемый общий балл (рейтинг); назначение общего балла – расширение диапазона традиционных отметок и введение большего числа градаций для дифференциации учащихся по уровням подготовки.

Хочется заметить, что рейтинг школьных оценок различный. Например, оценку «5»    получили437 человек (44%), но только 23 ученика (2,3%) набрали максимальное количество баллов (30). И 9 из лучших (39%) -  ученики МОУ СОШ с углубленным изучением математики №30, 5 человек (22%) – ученики гимназии№3 (профильный уровень). Отметим распределение учащихся, набравших от 17до 30 баллов, т.е., получивших оценку «5»:


Все учащиеся Гимназии№3 получили оценку «5» (средний балл 27); все учащиеся СОШ№30, СОШ№40, СОШ№7 получили оценки «4» и «5» со средним баллом соответственно – 23, 20 и 20. В данных  ОУ  в эксперименте приняли участи классы с углубленным изучением математики, где количество часов, отведенных на изучение алгебры, значительно больше.

Для получения положительной оценки ученику достаточно за 60 минут выполнить верно 8 нетрудоемких, многократно отрабатывавшихся  заданий первой части работы, которая содержи 16 заданий. Именно это принимается за минимальный критерий соответствия подготовки ученика уровню базовых требований. Как видно из сказанного, кроме фиксированного числа заданий, обязательных для выполнения, минимальный критерий включает и параметр времени, являющийся весьма существенной характеристикой подготовленности ученика. Если учащийся за отведенное на первую часть работы время выполнил менее 8 заданий, т.е. не подтвердил наличие у него базовой подготовки, то это является основанием для выставления ему неудовлетворительной оценки. В этом случае результат учащегося не компенсируется выполнением второй части, общий балл в его оценке не указывается.

В 2008 году от 0 до 3,5 баллов получили 6% учащихся, подготовка которых находится на докритериальном уровне; уровень их знаний ниже минимальных требований. От 4 до 5,5 баллов набрали 7,8% учащихся, это учащиеся группы риска; хотя они в ходе экзамена преодолели границу, отделяющую знание от незнания, но их знания неустойчивы, они находятся на грани «двойки» и «тройки» и тяготеют к первой. На старшей ступени обучения они нуждаются в коррекционных мероприятиях.

В этом  году  уже некоторые средне-специальные учебные заведения при приеме документов требовали справку о количестве баллов, набранных при сдаче экзамена в новой форме и выпускной  экзамен защитывался как вступительный. А  остальные сдавали вступительные экзамены. И, скорее всего, кроме свидетельства об окончании основной школы девятиклассники будут получать и сертификаты с результатами экзаменов в баллах (такая необходимость уже возникла).

Экзамен по математике является обязательным как после 11 класса, так и после 9. Различной бывает только форма его сдачи.  И чтобы добиться успеха, и ученик, и учитель должны понимать, что математика является частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса, существенным элементом формирования личности. А математическое образование есть благо, на которое имеет право любой человек, и обязанность общества предоставить каждой личности воспользоваться этим  правом. Ведь математическое образование включает в себя основные аспекты, характерные для любого образования - содержательный, эстетический, мировоззренческий и прагматический.

                                                                   
Денисова Марина Владимировна,
учитель математики МОУ СОШ №39 г.Оренбурга,
председатель муниципальной предметной  комиссии по алгебре



На правах рекламы:

Средняя школа № 39