Средняя школа № 39 г. Оренбурга

Тенденции в российском образовании приводят к необходимости улучшения схемы преподавания истории. Для того чтобы реализовать новую концепцию, необходимо появление новых дисциплин и факультетов. Ниже мы приводим интервью, проведенное РИА Новости с Александром Каменским, будущим деканом исторического факультета Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), который откроется в следующем учебном году. 

- Александр Борисович, в чем заключаются особенности современного исторического образования в нашей стране? 

- Формирование традиций в российском историческом образовании произошло довольно давно, в середине позапрошлого века, когда историческая наука отделилась от других областей гуманитарного знания. В течение прошлого века происходило развитие этих традиций. 
Начало действующей модели российского исторического образования было положено в 30-х годах 20-го века. Основополагающим в ней является представление о том, что знать историю значит знать большое число различных фактов, таких как имена и события, представляющих собой сущность исторического процесса. Основу этой модели составляют два курса, которые преподаются в течение нескольких лет: это история России и всеобщая история. Их дополняют профессиональные курсы, которые связаны с получением некоторых навыков и знаний в более узких областях истории. 

- Каковы же, по вашему мнению, последствия изучения истории по такой модели?

- У модели есть свои сильные и слабые стороны. Когда она была создана, она была фундаментальной, системной и была достаточна для уровня развития исторической науки того периода. Но многие вещи изменились – это и система высшего образования, и наука как таковая. Последствием такого подхода является своеобразное отделение истории нашего государства от истории остального мира, формирующееся в сознании студентов. Эти две истории соприкасаются только в различных войнах. Кроме того, люди, изучавшие историю по классической модели, часто не могут рассматривать вопросы в широком контексте истории из-за достаточной узости своей специализации. Зачастую они получают навыки работы только в одной конкретной области.

- Почему же именно в данный момент важно изменение подхода к изучению истории?

- В корне изменилась структура исторической науки. В 19 веке происходило отделение истории от гуманитарной сферы, а теперь имеет место обратный процесс. Приоритет отдается тем исследованиям, принадлежность которых к культурологии, истории или философии определить тяжело - они носят междисциплинарный характер. Из-за этого у исторического образования возникает новая задача – у историка должна быть серьезная общегуманитарная подготовка. Кроме того, многие новые направления в науке трудно уложить в рамки привычных курсов. 
Также, в России происходит переход высшего образования на двухуровневую систему. Поэтому часто пытаются преподать то, что преподавалось в течение 5 лет, за 4 года. Поэтому я считаю, что нужен новый подход. 
Тот факт, что создание факультета истории в Высшей школе будет происходить с нуля, вместе со статусом школы как национального исследовательского университета дает возможность не прибегать к традиционной модели и соответствующей ей структуре факультета, а использовать такую модель образования, которая будет соответствовать как специфике двухуровневой системы образования, так и актуальной структуре исторической науки,.

- Какие задачи вы намереваетесь решать, став деканом факультета?

- Самая главная цель высшего образования – предоставлять людям необходимые знания. В этом конкретном случае – знания о прошлом. Однако также важно дать студенту такие знания, которые помогут ему устроиться в жизни. Та модель образования, что предлагаем мы, должна повысить уровень мобильности специалиста. Благодаря ней у выпускника должно быть много возможностей для самореализации, как в преподавании или исследованиях, но и в сферах журналистики, культуры, управления, и любых других, в которых необходимы сведенья о прошлом.

При разработке новой образовательной программы мы исходили из того, что освоить всю историю человечества ни один студент не в состоянии. Прежде всего, мы намереваемся предложить курсы по тематикам с общекультурным значением, а также те, что относятся к современности, такие, как «История российской государственности» или более узкие, как, скажем, «Сравнительная история терроризма». Я надеюсь также, что мы сможем серьезно заняться социальной и экономической историей. 
Кроме вышеперечисленного, мы планируем открыть магистратуру по нескольким направлениям, среди которых, возможно, будет и экономическая история.



На правах рекламы:

Средняя школа № 39