Средняя школа № 39 г. Оренбурга

Профессиональное самоопределение учителя и профессиональные компетенции

В произведении «Учитель словесности» Савва Дангулов, выстраивая ассоциативный  ряд Женщина-Родина-Мать, предлагает добавить слово Учитель, аргументируя это тем, что мать дарит жизнь, мир, а учитель дарит знания о гармонии мира, его законах, красоте и многообразии. Учитель открывает ученику подаренный матерью мир.

Эти размышления представляются нам очень актуальными в свете решения проблем, связанных с развитием личности. Задача образования и воспитания заключается в том, чтобы дать возможность каждому, и ученику и учителю, проявить свои способности, весь свой творческий потенциал. Задачи формирования системы знаний и практических умений сблизились с целями развития личности, её гражданского, нравственного, культурного совершенствования.

Особая роль в воспитании личности принадлежит учителю – филологу. По словам Д.С.Лихачёва, филология сближает человечество и лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры. Только овладевший определенными компетенциями учитель способен решить поставленные перед ним задачи. По нашему мнению, в этом и есть суть профессионального самоопределения учителя.

Т.М. Балыхина в монографии «Структура и содержание российского филологического образования», раскрывая своеобразие профессиональной компетенции учителя – филолога, выделяет «ключевые», среди которых, по нашему мнению, наиболее приоритетными являются следующие:

1. Социальные компетенции, такие, как способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, регулировать конфликты.

2. Межкультурные компетенции (уважение друг к другу, способность жить с людьми других культур, языков, религий).

3. Коммуникативные компетенции, касающиеся владениями устных и письменных взаимодействий.

4. Информационно-технологические компетенции, связанные с возникновением общества информации: владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости.

5. Профессиональная компетенция – способность учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане.

Это интегральная характеристика профессиональных, личностных, деловых качеств учителя, отражающая уровень знаний, умений, способностей, опыта, а также нравственную позицию личности: характеристика качеств, достаточных для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Наивысшим критерием профессиональной компетентности является общественная значимость результатов труда учителя в деле обучения и воспитания.

Таким образом, по нашему мнению, профессиональное самоопределение учителя и профессиональные компетенции тесно связаны между собой.

Каколина Людмила Витальевна,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 39» г. Оренбурга




На правах рекламы:

Средняя школа № 39