Средняя школа № 39 г. Оренбурга

Андрей Фурсенко – министр образования и науки, рассказал о грядущих изменениях, в сфере российского образования.

РГ: Андрей Александрович, в Обращении президента к Парламенту страны, говорилось о равных правах для государственных и частных школ. Означает ли это, что финансирование частных школ будет производиться из средств госбюджета?

Андрей Фурсенко: Именно система финансирования имелась ввиду в Послании Президента. Наша задача – уравнять частные и государственные учреждения в этой области. На сегодняшний день, частные школы, могут финансироваться из средств регионов, обидно только, что все зависит только от воли администраций субъектов РФ. Мы же предполагаем, сделать это нормой. Причем в последствии, касаться это будет и иных учреждений образования, а не только школ. В свою очередь, это будет значить, что на выполнение государственного заказа, и работу на бюджетных основаниях, в полной мере, на конкурсной основе, смогут претендовать, не только государственные, но и частные вузы. Эта возможность, будет определяться по качеству образования, а не по форме собственности. Я считаю, что это правильное направление развитие отечественного образования. Наша, недавно введенная норма о том, что все ВУЗы, прошедшие аккредитацию, в независимости от формы их собственности, должны будут принимать абитуриентов, по единым правилам. Ужесточив требования, мы должны будем дать право, по конкурсу, претендовать на бюджетные деньги.

Школы, так же подпадут под программу модернизации системы образования. Им тоже будет предоставлена возможность претендовать на получение финансирования, для подготовки школьников, из государственного бюджета. Некоторые школы, даже смогут снизить стоимость обучения, в случае покрытия большей части расходов из бюджета, или за счет состоятельных спонсоров. Пока, мы только говорим об идее. Государство намерено поддерживать конкуренцию, считая качество образования приоритетным и готово за это качество платить.

РГ: Все ожидают назначения президентом ректоров МГУ и СПбГУ, после подписание и публикации указа о присвоении этим ВУЗам, особого статуса. Поясните, пожалуйста, какова будет процедура? Кто будет выдвигать кандидатуры, представлять их президенту и будет ли возможность обсуждения кандидатуры?

Фурсенко: Закон предусматривает назначение ректоров, президентом. Он единолично принимает решение, будут ли ему представлять кандидатов, или нет. В принятии решения, он будет руководствоваться только своими убеждениями. Из вышесказанного, следует, что в законе нет четких норм, по поводу этого вопроса, как нет и однозначного решения, по поводу возможности обсуждения кандидатуры на пост ректора. Но, поскольку действие закона прямое, то, скорее всего, никаких обсуждений и выдвижений общественностью, не будет.

РГ: Есть ли какие-то жесткие требования, к кандидатам, на пост ректора?

Фурсенко: Главным требованием, будет предоставление программы развития своего ВУЗа. Поскольку, в свое время, СПбГУ и МГУ планировали свое участие в конкурсе национальных исследовательских университетов, то подобные программы, ими были уже разработаны. Но в конкурсе, им поучаствовать все же не удалось, потому что на момент его проведения, законопроект об их особом статусе, уже попал на рассмотрение в Нижнюю палату парламента. На сегодняшний день остались, на мой взгляд, довольно интересные программы развития, которые, скорее всего, будут рассматриваться, но, вероятно, с какими-либо доработками.

Назначенный ректор не сам по себе, разумеется, он будет представлять свой ВУЗ. В этом аспекте, оцениваться будут не личные заслуги руководителя ВУЗа, а реализация его программы.

РГ: Может ли случиться так, что к управлению СПбГУ и МГУ, может прийти человек, который вовсе не имеет отношения, к этим заведениям?

Фурсенко: Повторюсь, что это будет решать лично президент и его решение, обсуждаться не будет.

РГ: Скоро ли произойдет это назначение?

Фурсенко: Скорее всего, до конца этого года будет решен кадровый вопрос и, соответственно, будет принято решение о дальнейшей программе, развития этих ВУЗов.

РГ: По убеждению большинства специалистов и людей, которые в «теме», нет более подходящей кандидатуры на пост ректоров МГУ и СПбГУ, чем ныне действующие руководители.

Фурсенко: Полностью согласен. На мой взгляд, трудно отыскать более подходящих кандидатов.

РГ: Означает ли это, что сроки полномочий, действующих руководителей ВУЗов, будут пролонгированы?

Фурсенко: Такой запрет, в законе не предусмотрен.

РГ: В обращении к Парламенту, президент упомянул о сокращении и общем преобразовании университетов, педагогической направленности. Какими этапами, будет происходить это преобразование?

Фурсенко: Некоторые университеты, так сказать лидеры, в этой области, станут некими центрами. Тогда как остальные педагогические университеты, будут преобразованы в так называемые, факультеты классических ВУЗов. Кстати, большинство ныне существующих педагогических высших заведений, были образованы, именно как факультеты, затем отделившиеся.

К педагогам, сегодня, предъявляются очень большие компетентные требования, в число которых, входят обширные профессиональные знания. Стоит отметить, что некоторые педагогические университеты, войдя в состав классических ВУЗов, даже смогут повысить свой статус. А главное, это сможет обеспечить отличную направленную подготовку, в любой области, будь то история, или физика. Подобное преобразование, будет проходить в несколько этапов и, однозначно, не ухудшит условия обучения и никак не ущемит права обучающихся в педвузах студентов.

РГ: Какое количество подобных центров, должно быть?

Фурсенко: В каждом округе, должно остаться, по крайней мере, по одному подобному центру.

РГ: Следуя вашей логике, ректоры таких ВУЗов, после преобразования, станут деканами. Многие останутся недовольными, подобным понижением.

Фурсенко: Основная наша проблема в том, что на первый план в данной ситуации, выходят личные амбиции руководителей, а не организационные вопросы, касающиеся повышения качества образования. Это, разумеется, неправильно.



На правах рекламы:

Средняя школа № 39