Средняя школа № 39 г. Оренбурга

Вот уже в последние годы во все российские вузы стали принимать абитуриентов по итогам Единого Государственного Экзамена. И, конечно, в университетах проводится анализ результатов набора. Но вопрос о грамотности первокурсников «всплывает» на первое место. Об этой проблеме грамотности и как на нее влияет ЕГЭ, прокомментировала Елена Пенская, профессор кафедры словесности Государственного Университета. .

- Елена Наумовна, как вы думаете, насколько ЕГЭ влияет на грамотность абитуриентов? Русский язык для студентов «враг» или все-таки «друг»? .

- По результатам тестирования, проводимого моими коллегами на различных факультетах Высшей школы экономики, стоит отметить, что ЕГЭ совсем не раскрывает всю сложившуюся ситуацию с русским языком. .

И все проведенные тестирования наглядно показывают, что первокурсники обладают достаточно низким уровнем грамотности. И это уже не смотря на ЕГЭ. По результатам диктантов выявлено, что в среднем оценки первокурсников по пятибалльной шкале колеблются в пределах от «двойки» до «тройки». И такие итоги далеко не в одном или двух вузах. Тревогу начали «бить» и коллеги из многих вузов. И, к примеру, не так давно были опубликованы результаты тестирования факультета журналистики МГУ. И эти результаты довольно печальные. В качестве проверки в МГУ был выбран диктант. И стоит заметить, что диктант не позволяет изменять слова, в которых нет уверенности по правильному их написанию. А это совсем не скажешь о тестировании, предлагаемом ЕГЭ, где можно вольно заменять слова, точно зная их правильность. .

И точно можно сказать, что ЕГЭ, введенный в 2009 году, не способствует определению грамотности абитуриентов. Грамотность студентов снижается отнюдь не последние годы. А уже на протяжении десяти или пятнадцати лет. И выявилось это только сегодня. >.

- И с чем это вообще может быть связано? .

- Я считаю, что снижению грамотности способствуют множество причин. И основную из них, скорее всего, следует возложить на школу. Поскольку только в школе начинается закладываться та база знаний, которая просто необходима в дальнейшем для вуза. А всеобщая школьная распущенность учеников способствует образованию «провалов» в знаниях, что в последствии восполнить не всегда удается. И тут, конечно, необходимо отметить, что молодежь стала совсем мало читать. А если и читает, то отнюдь не вдумывается в сам текст. А ищет только главные слова, необходимые для понимания смысла написанного. Это идеально для экранного восприятия текста. Хотя в школе должны обучать непосредственно внимательному чтению. Этого просто нет! Вот вам один из главных провалов. .

- Что же теряет русский язык школьника в целом при такой ситуации? .

- здесь с уверенностью можно сказать, что школьник не в состоянии самостоятельно написать сочинение, красиво и правильно излагая свои мысли. И всегда очень тяжело воспринимается чужой незнакомый текст. Он сложен для школьников в понимании и осмысливании. И ЕГЭ представляет такое задание, где нужно правильно понять текст. Именно так, как его понимает проверяющий. Требуется совпадение мыслей. И именно это задания для огромнейшего числа школьников оказывается самым трудным. .

Есть и еще одна очень серьезная проблема. Она заключается в неспособности школьников составлять тексты на любую тематику и проверять их на ошибки. И поэтому с этим-то и сталкиваются современные студенты. Иногда они допускают такие нелепые ошибки при выполнении письменного задания, какие всегда замечают при обыкновенном написании текста. И все-таки печально, но факт, что сильные школьники на ЕГЭ показывают средний уровень знаний. Хотя на высокую ступень всегда поднимаются именно «ударники». И такие результаты вполне можно объяснить. Те дети, которые отлично владеют словом, показывают свою сильную сторону в творческих заданиях на интеллект и мышление. А вот тестирования для них оказывается сложнее. Поэтому «середнячки» очень часто получают более высокий бал по тестам. .

- Но все-таки, может ли сложиться такая ситуация, когда отлично сдашь ЕГЭ, но не сможешь также успешно написать простой диктант? .

- Да, бывает итак. И здесь все дело в том, что жесткие рамки проверки диктантом не позволяют заменять незнакомые слова. Нужно писать именно то, что диктуют. В этом то и заключается сложность такого тестирования.
Есть, конечно, несколько иная форма тестирования, предусматривающая изложение мыслей только знакомыми выражениями и словами, в правильности написания которых уже точно уверен. Обе формы проверки нацелены на выявление способностей ученика. Кто в чем сильнее. Да, это своеобразная подготовка к предстоящим экзаменам. .

- А что делать, если не можешь письменно связно изложить свои мысли? .

- Над этим надо работать и работать! Если все же не хватает общей грамотности, то в идеале будут различные проверки. Это и написание диктантов, своих произвольных текстов и выполнение всевозможных тестов. Все это «разложится» в сознании по своим полочкам. И координация навыков должна стоять на первом месте. А в школе самое главное научить правильно и грамотно излагать свои мысли, а не «натаскивать» на тесты в ЕГЭ. .

Хотя в последнее время задания по ЕГЭ разрабатываются на высшем уровне. И в большинстве случаев даже не требуют поправок и исправлений. В этом и подчеркивается огромная работа составителей тестов. 



На правах рекламы:

Средняя школа № 39